Назад

Что такое социально-психологическое сопровождение

Социально-психологическое сопровождение – это совместная деятельность педагогов-специалистов (психологов, социальных педагогов, учителя-логопеда и тьюторов), направленная на оказание комплексной помощи Лицеистам в процессе обучения, воспитания и индивидуально-личностного развития.

Почему мы выбираем комплексный подход в работе?

Любая проблема ребенка – это сложное многоуровневое явление, корни которого уходят глубоко в недра души (психики) человека, базируются на физическом его состоянии (здоровье) и проявляются непосредственно в социуме (поведении). Единство цели работы специалистов с подростком обеспечивает эффективную комплексную поддержку ребенку, для того чтобы он мог «справиться с трудностями  жизни  более  конструктивно,  разумно,  социализировано,  так,   чтобы  она   приносила   ему  большее    удовлетворение» (К. Роджерс).

С кем еще работают специалисты социально-психологического сопровождения?

Для решения проблемы ребенка необходимо взаимодействие с семьей (родителями) и педагогическим коллективом (преподавателями, тьюторами). Только единая стратегия в отношениях с ребенком обеспечивает желаемый результат – формирование уверенности в себе, эмоциональную стабильность, способностей к саморегуляции и т.д.

Какие основные задачи решают специалисты социально-психологического сопровождения?

1 – оказание помощи в процессе личностного развития и самоопределения Лицеистов через:

  • а – организацию и проведение мониторинга личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей;
  • б – консультирование по вопросам личностного и профессионального самоопределения.

2 – содействие формированию психологической культуры и ценностных установок Лицеистов через:

  • а – различные формы просветительской деятельности;
  • б – предоставление возможности участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах по психологии;
  • в – привлечение к участию в проектной деятельности.

3 – сохранение психического и психосоматического здоровья Лицеистов через:

  • а – формирование осознанного и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью;
  • б – формирование навыков уверенного поведения;
  • в – формирование негативного отношения к употреблению ПАВ;
  • г – развитие стрессоустойчивости, обучение приемам психофизической саморегуляции.

4 – профилактика социально-психологической дезадаптации Лицеистов и отклонений в развитии через:

  • а – мониторинг уровня адаптации лицеистов 1-х, 5-х, 8х и 10-х классов;
  • б – оказание комплексной помощи детям группы риска (по успеваемости, адаптации, поведению, здоровью);
  • в – регулирование психологического климата в учебных группах;
  • д – профилактика девиантного поведения детей и подростков через Школьную службу примирения.

5 – защита прав детей, профилактика социального сиротства и оказание помощи детям, находящимся в трудном социальном положении, через:

  • а – работу по социальному паспорту;
  • б – организацию льготного питания;
  • в – соглашения с родителями детей с проблемами в поведении на Совете профилактики.

6 – содействие администрации в создании условий для личностного и профессионального развития педагогического коллектива через:

  • а – формирование благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе;
  • б – повышение психологической культуры педагогов;
  • в – психологическое консультирование по вопросам личностного и профессионального развития.

7 – содействие родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей через:

  • а – психологическое консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития детей;
  • б – повышение психологической культуры родителей;
  • в – психологическую помощь семье в регулировании детско-родительских отношений.

Какие формы психологического сопровождения используются в работе с подростками, родителями и преподавателями?

  • Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для младших школьников и подростков.
  • Тематические классные часы для младших школьников и подростков. 
  • Индивидуальное психологическое консультирование подростков, родителей, преподавателей.
  • Социально-психологические тренинги для подростков. 
  • Факультативные занятия по психологии для подростков, проявляющих научно-практический интерес к науке. 
  • Родительские собрания по актуальным проблемам развития детей, классного коллектива. 
  • Социально-психологические практикумы для подростков и родителей. 
  • Сеансы психологической разгрузки для подростков и преподавателей. 
  • Проведение социально-психологического мониторинга по особенностям развития детей и подростков, а также состоянию психосоматического здоровья. 
  • Семинарские, практические, тренинговые занятия для преподавателей. 
  • Психолого-педагогический консилиум как форма комплексного изучения актуальной проблемы. 
  • Совет профилактики – коллегиальный орган, деятельность которого направлена на разработку комплексной программы помощи подросткам с трудностями в обучении и поведении.

По каким проблемам и вопросам обращаются дети и взрослые к специалистам социально-психологического сопровождения?

  • трудности в освоении какого-либо предмета; 
  • конфликты в отношениях со сверстниками;
  • проблемы во взаимоотношениях с родителями; 
  • трудности в общении с преподавателями;
  • нарушения дисциплины;
  • предэкзаменационный стресс; 
  • профессиональной ориентации и личностного самоопределения;
  • и др.