Социально-психологическое сопровождение – это совместная деятельность педагогов-специалистов (психологов, социальных педагогов, учителя-логопеда и тьюторов), направленная на оказание комплексной помощи Лицеистам в процессе обучения, воспитания и индивидуально-личностного развития.
Почему мы выбираем комплексный подход в работе?
Любая проблема ребенка – это сложное многоуровневое явление, корни которого уходят глубоко в недра души (психики) человека, базируются на физическом его состоянии (здоровье) и проявляются непосредственно в социуме (поведении). Единство цели работы специалистов с подростком обеспечивает эффективную комплексную поддержку ребенку, для того чтобы он мог «справиться с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализировано, так, чтобы она приносила ему большее удовлетворение» (К. Роджерс).
С кем еще работают специалисты социально-психологического сопровождения?
Для решения проблемы ребенка необходимо взаимодействие с семьей (родителями) и педагогическим коллективом (преподавателями, тьюторами). Только единая стратегия в отношениях с ребенком обеспечивает желаемый результат – формирование уверенности в себе, эмоциональную стабильность, способностей к саморегуляции и т.д.
Какие основные задачи решают специалисты социально-психологического сопровождения?
1 – оказание помощи в процессе личностного развития и самоопределения Лицеистов через:
- а – организацию и проведение мониторинга личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей;
- б – консультирование по вопросам личностного и профессионального самоопределения.
2 – содействие формированию психологической культуры и ценностных установок Лицеистов через:
- а – различные формы просветительской деятельности;
- б – предоставление возможности участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах по психологии;
- в – привлечение к участию в проектной деятельности.
3 – сохранение психического и психосоматического здоровья Лицеистов через:
- а – формирование осознанного и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью;
- б – формирование навыков уверенного поведения;
- в – формирование негативного отношения к употреблению ПАВ;
- г – развитие стрессоустойчивости, обучение приемам психофизической саморегуляции.
4 – профилактика социально-психологической дезадаптации Лицеистов и отклонений в развитии через:
- а – мониторинг уровня адаптации лицеистов 1-х, 5-х, 8х и 10-х классов;
- б – оказание комплексной помощи детям группы риска (по успеваемости, адаптации, поведению, здоровью);
- в – регулирование психологического климата в учебных группах;
- д – профилактика девиантного поведения детей и подростков через Школьную службу примирения.
5 – защита прав детей, профилактика социального сиротства и оказание помощи детям, находящимся в трудном социальном положении, через:
- а – работу по социальному паспорту;
- б – организацию льготного питания;
- в – соглашения с родителями детей с проблемами в поведении на Совете профилактики.
6 – содействие администрации в создании условий для личностного и профессионального развития педагогического коллектива через:
- а – формирование благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе;
- б – повышение психологической культуры педагогов;
- в – психологическое консультирование по вопросам личностного и профессионального развития.
7 – содействие родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей через:
- а – психологическое консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития детей;
- б – повышение психологической культуры родителей;
- в – психологическую помощь семье в регулировании детско-родительских отношений.
Какие формы психологического сопровождения используются в работе с подростками, родителями и преподавателями?
- Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для младших школьников и подростков.
- Тематические классные часы для младших школьников и подростков.
- Индивидуальное психологическое консультирование подростков, родителей, преподавателей.
- Социально-психологические тренинги для подростков.
- Факультативные занятия по психологии для подростков, проявляющих научно-практический интерес к науке.
- Родительские собрания по актуальным проблемам развития детей, классного коллектива.
- Социально-психологические практикумы для подростков и родителей.
- Сеансы психологической разгрузки для подростков и преподавателей.
- Проведение социально-психологического мониторинга по особенностям развития детей и подростков, а также состоянию психосоматического здоровья.
- Семинарские, практические, тренинговые занятия для преподавателей.
- Психолого-педагогический консилиум как форма комплексного изучения актуальной проблемы.
- Совет профилактики – коллегиальный орган, деятельность которого направлена на разработку комплексной программы помощи подросткам с трудностями в обучении и поведении.
По каким проблемам и вопросам обращаются дети и взрослые к специалистам социально-психологического сопровождения?
- трудности в освоении какого-либо предмета;
- конфликты в отношениях со сверстниками;
- проблемы во взаимоотношениях с родителями;
- трудности в общении с преподавателями;
- нарушения дисциплины;
- предэкзаменационный стресс;
- профессиональной ориентации и личностного самоопределения;
- и др.